ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «СТУДЕНТ», РЕПРЕЗЕНТИРОВАННЫЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОРПУСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-9-72-77
Введение. Актуальность данной работы определяется социальной значимостью фигуры студента в развитых человеческих сообществах и неизученностью на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ) соотнесенного с ней концепта. Цель исследования – концепт «студент» является общим для разных лингвокультур цивилизованного общества и относится к академической сфере человеческой деятельности. Настоящая работа посвящается изуче нию актуализированных и скрытых признаков – структурно-содержательных компонентов – концепта «студент». Материал и методы. Объект исследования – фрагменты Национального корпуса русского языка. В данной работе изучаются минимальные контексты, обычно равные предложению, развернутые контексты, как правило, совпадающие с абзацем, а также заглавия текстов 1900–1917 гг. В исследовании рассматриваются самые типичные употребления слова в разностилевых (художественных и нехудожественных) и разножанровых текстах НКРЯ. Использованы приемы описательного метода (наблюдение, классификация, интерпретация, обобщение, арифметические подсчеты) и приемы лингвоконцептуального анализа (контекстный и семантический анализ, анализ имени концепта, соотнесение имени концепта с историко-культурными данными, моделирование структуры концепта, приемы корпусной лингвистики). Результаты и обсуждение. Выявлены категориальные (качественные, событийно-временные, пространственные) и некатегориальные (биологические, антропоморфные) признаки концепта «студент». Предложены таксономическая и ядерно-периферийная модели изучаемого концепта. При построении первой модели определена связь концепта студент с суперконцептами «человек», «образование»/«учеба» («учиться», «обучаться»), «высшее учебное заведение». В ядерно-периферийной модели данного концепта, характерного для начала прошлого века, главными сложными (составными) семами являются ‘молодой мужчина’, ‘обучающийся определенное время в университете или институте’, ‘занятый преимущественно учебной деятельностью для получения той или иной профессии’. В интерпретационном поле рассматриваемого концепта расположены предположительно его социально-политические и индивидуальные признаки. Также установлено, что в лексической семантике имени концепта «студент» отсутствует коннотация. Все собственно-оценочные признаки этого слова контекстуально обусловлены. Заключение. Данная работа предназначена для исследователей в области лексической семантики, лингво-культурологии и для обучающихся методике лингвоконцептуального анализа.
Ключевые слова: имя концепта «студент», семантические признаки, контексты, Национальный корпус русского языка
Библиография:
1. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: Тетра Системс, 2004. 256 с.
2. Богословская З. М., Щеголихина Ю. В. Семьи российских немцев и их имена: лингвокультурологический аспект. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2017. 168 с.
3. Пименова М. В. Понятийные признаки концепта УДОВОЛЬСТВИЕ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013. № 15. С. 91–96.
4. Юрина Е. А. Образный строй языка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 156 с.
5. Новикова В. С. Развитие семантико-деривационного потенциала имен коррелятивных концептов STUDENT и СТУДЕНТ в английской и русской лингвокультурах // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. № 4 (193). С. 142–146. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-142-146. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2018&issue=4&article_id=6904 (дата обращения: 09.06.2019).
6. Фильченко А. Ю., Лемская В. М. Корпусная лингвистика и использование корпусных методов при документации исчезающих языков, лингвистических исследованиях и преподавании иностранных языков. Томск: Изд-во ТГПУ. 2007. 60 с.
7. Рыков В. В. Курс лекций и цикл статей по корпусной лингвистике. URL: http://www.rykov-cl.narod.ru/ (дата обращения: 05.08.2018).
8. Taylor C. What is corpus linguistics? // ICAME Journal. 2008. P. 179–200.
9. Ngula R. Corpus methods in language studies // Perspectives on Conducting and Reporting Research in the Humanities. 2018. P. 205–223.
10. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 14.05.2019).
11. Иванова Н. А. Известия Главного комитета Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам. М., 1914–1917. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/046/402.htm (дата обращения: 04.05.2019).
12. Попова З. Д, Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки. 2003. 191 с.
13. Bogoslovskaya Z. M., Novikova V. S., Itcenko A. V. The name of the concept STUDENT in Russian and English languages: on lexicographical material // Procedia – Social and behavioral sciences, 2015. V. 41. P. 301–305. DOI: org/10.1016/j.sbspro.2015.11.653
Выпуск: 9, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 72 — 77
Скачиваний: 582