СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОБНО-ПОИСКОВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-157-161
Предложена реконструкция опыта использования потенциала некоторых пробно-поисковых действий (дебатов Карла Поппера, форм совместной деятельности: авторитарной, лидерской, партнерской) для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий обучающихся. База экспериментального исследования – подготовка одиннадцатиклассников к итоговой аттестации по литературе в формате единого государственного экзамена. Показано, что каждый этап образовательного проекта (подготовительный, теоретический, модельный, презентационный) предполагает адекватное его содержанию методико-педагогическое сопровождение.
Ключевые слова: итоговая аттестация по литературе, пробно-поисковое действие, дебаты Карла Поппера, формы совместной деятельности, амбивалентная позиция учителя, универсальные учебные действия
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). URL: http://www.edu.ru/file/docs/2016/02/62888.pdf#page=3 (дата обращения: 26.11.2017).
2. Эльконин Б. Д. Опосредование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
3. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.
4. Петрова Г. И. Философская антропология и антропологическая проблематика в философии: учеб. пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2002. 160 с.
5. Прозументова Г. Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 412 с.
6. Прозументова Г. Н. Я-пространство, субъектная позиция и индивидуальный профиль в педагогической деятельности. Материалы для исследования // Первый шаг: от авторитаризма к авторству: учеб.-метод. материалы к образовательной программе «Педагог – участник и организатор совместной деятельности». Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. С. 6–21.
7. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся. URL: http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf (дата обращения: 21.01.2016).
8. Прозументова Г. Н. Методологические основания концепции Школы совместной деятельности // Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 1997. Кн. 1. 110 с.
9. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009. № 4. С. 18–22.
10. Э. де Боно. Шесть шляп мышления. Минск: Попурри, 2006. 208 с.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 157 — 161
Скачиваний: 677