ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-60-70
Введение. Коммуникативные навыки – один из важных элементов в образовании современного инженера. Инженерные образовательные программы должны включать в себя модули, направленные на формирование междисциплинарных и межкультурных навыков общения. Специфика профессиональной инженерной коммуникативности определяется набором профессиональных компетентностей выпускника технического вуза нового поколения. Цель – описать и проанализировать методику формирования коммуникативных компетенций в сфере профессиональной деятельности магистров инженерных направлений подготовки. Материал и методы. Использованы теоретические методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения исследований зарубежных и отечественных авторов. Рассмотрен опыт западных стран по аккредитации программ в области техники и технологий. Результаты и обсуждение. Проанализированы и предложены концептуальные идеи инженерного образования, реализованные методом комплексного проектного обучения, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки специалиста. Представлена структурно-функциональная модель модуля «Актуальные вопросы биомедицинской инженерии», реализованного в Уральском федеральном университете им. Б. Н. Ельцина (Физико-технологический институт) при подготовке биоинженеров по программе 12.04.04 Биотехнические системы и технологии, позволяющая обеспечивать поэтапное развитие коммуникативных компетенции магистров в процессе изучения специальных надпрофессиональных дисциплин. Модель представляет собой единство целевого, содержательного, организационного и оценочного блоков и отражает организационно-методический инструментарий педагогического процесса, а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования модели. Практическая реализация внедренной модели описана с указанием дисциплин и коммуникативных навыков. Заключение. Выявлена значимость повышения качества подготовки инженерно-технических кадров с точки зрения формирования коммуникативной компетенции как составляющей общекультурной компетенции. Данные знания, умения и навыки затрагивают мотивационно-ценностную, когнитивно-деятельностную, эмоционально-волевую и рефлексивно-оценочную составляющие деловой профессиональной коммуникативной компетенции будущих инженеров, обеспечивают готовность к профессиональной деятельности и позволяют формировать инженерное мышление новой формации. Такие новшества в системе образования являются неотъемлемой частью задачи, поставленной перед ведущими российскими техническими вузами, стать учебными заведениями мирового уровня.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные навыки, инженерное образование, профессионализм, проектное обучение
Библиография:
1. Арцимович И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени? // Интерактивная наука. 2017. № 12. С. 119–121.
2. Шубкина О. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе технического вуза // Фундаментальные исследования. 2014. № 8, ч. 5. С. 1206–1210.
3. Гилязова Д. Р. Развитие коммуникативной компетенции у студентов технических вузов // Вестн. Казанского техн. ун-та. 2013. Т. 16, № 24. С. 291–294.
4. Khan M. I., Mourad S. M., Zahid W. M. Developing and qualifying Civil Engineering Programs for ABET accreditation // Journal of King Saud University-Engineering Sciences. 2016. Vol. 28, № 1. Р. 1–11.
5. El Maraghy W. H. Future trends in engineering education and research // Advances in sustainable manufacturing. Berlin, Heidelberg: Springer, 2011. Р. 11–16.
6. Riemer M. J. Communication skills for the 21st century engineer // Global J. of Engineering Education. 2007. Vol. 11, № 1. С. 89–100.
7. Гузанов Б. Н., Баранова А. А., Ловцевич Т. Л. Проектное обучение при транспрофессиональной подготовке в техническом вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 44–52.
8. Ward J. A basic engineering English word list for less proficient foundation engineering undergraduates // English for specific purposes. 2009. Vol. 28, № 3. Р. 170–182.
9. Jansen D. E. Intercultural communication in engineering: a research programme to investigate the cultural influences in the negotiation of engineering projects // World Transactions on Engineering and Technology Education. 2002. Vol. 1, № 1. Р. 7–12.
10. Царева Е. Е. Особенности развития межкультурной коммуникации студентов инженерного вуза в условиях зарубежной производственной практики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 20–20.
11. Riemer M. J., Jansen D. E. Non-verbal intercultural communication awareness for the modern engineer // World Transactions on Engineering and Technology Education. 2003. Vol. 2, № 3. Р. 373–376.
12. Goddu J. Q. listening effectively // Public speaking: The virtual text. 2011. Р. 4.1–5.14.
13. Бирюков А. В. Визуальная коммуникация как креативный ресурс современной модернизации // Креативная экономика и социальные инновации. 2013. Т. 3, № 1. С. 7–17.
14. Шахмаева К. Е., Савва Л. И., Павлова Л. В. Интегративное обучение как основа организации командной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 227–227.
15. Tedford J. D., Seidel R. H. A., Islam M. A. Teamwork and its influence on learning in industry-based projects // Proceedings 10th UICEE Annual Conference on Engineering Education. 2007. Р. 203–206.
16. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ // Learning. 1996. Vol. 24, № 6. Р. 49–50.
17. Tekerek M., Tekerek B. Emotional Intelligence in Engineering Education // Online Submission. 2017. Vol. 6, № 2. Р. 88–95.
18. Бабушкина О. Н., Ибатулина К. А. Эмоциональный интеллект и его роль в развитии личности инженера и формировании инженерного сознания гуманистического типа // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика. Тюмень: ТИУ, 2018. С. 580–585.
19. Smyth Т. S. Transdisciplinary Pedagogy: A Competency Based Approach for Teachers and Students to Promote Global Sustainability // Journal of Interdisciplinary Studies in Education. 2017. Vol. 5, № 2.
20. Дейнега С. А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 3. С. 145–151.
21. Боков Л. А., Катаев М. Ю., Поздеева А. Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 59–59.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МАГИСТРАТУРА И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 60 — 70
Скачиваний: 556