ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-175-182
Актуализируется реализация педагогической технологии по творческому саморазвитию будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования. Предлагаемая педагогическая технология воспроизводится в условиях непрерывного образования. Она позволяет объединить возможности различных технологических решений для повышения уровня творческого саморазвития будущих педагогов. Формирование системы ценностных ориентаций способствует успешному развитию процессов самости при проектировании я-концепции творческого саморазвития как человека, гражданина и патриота. Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как человека, гражданина, патриота представляет систему научно обоснованной деятельности по достижению планируемых результатов, включает цель, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения. Функциональными компонентами педагогической технологии, выступающими способами организации модели обучения, обеспечивающими эффективное функционирование образовательного процесса, являются организационно-педагогические условия, этапы, критерии, показатели, уровни творческого саморазвития. Содержательный компонент педагогической технологии представлен дидактической системой, обогащенной творческими заданиями, в образовательных учебных программах для старшеклассников, студентов, а для молодых учителей – программами повышения квалификации и программами дополнительного образования. Инструментальное оснащение педагогической технологии в методическом аспекте обеспечено научно-методическими и организационно-методическими рекомендациями, учебно-методическими комплексами по учебным предметам и дисциплинам обучения. Процессуальный компонент педагогической технологии на каждой ступени образования обозначен диагностико-герменевтической, эмоционально-смысловой, деятельностно-творческой, инновационно-рефлексивной стадиями, в рамках которых осуществляется достижение планируемых результатов. Результатом реализации педагогической технологии является осмысление, присвоение и проверка будущими педагогами системы личностно значимых ценностей (гуманно-нравственных, социальных ценностей, ориентации на творчество, ценностей сотрудничества) патриотично ориентированной личности, повышение уровня творческого саморазвития, проявление самости в разных видах деятельности в условиях непрерывного образования.
Ключевые слова: ценностные ориентации, творческое саморазвитие, непрерывное образование, педагогическая технология, процессы самости
Библиография:
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
2. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. A Systems Approachin in Education // Russian Physics Journal. 2016. Vol. 58, Iss. 9. P. 1365–1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.
3. Воронин Б. С. Теоретические аспекты воспитания молодежи как тренд современного российского профессионального образования // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2017. С. 11–16.
4. Andreev V., Kurovskiy V., Mikhaltsova L. The Globalization Challenges to Quality of Life, Quality of Education and a Person’s Self-Development in the XXI Century // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы IV Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Томск, 2014. С. 11–22.
5. Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф. Гуманизация и глобализация образования как средство активного сближения современной российской и зарубежной молодежи // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: материалы Междунар. науч.- практ. конф. М., 2015. С. 279–282.
6. Куровский В. Н., Воронин Б. С. Современная парадигма поликультурного обучения студентов в условиях российского профессионального образования // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2017. С. 94–98.
7. Mikhaltsova L.F., Danichkina N. A., Milinis O. A., Loshchilova M. A. Innovative strategy of educational space for creative self-development and competitiveness of future specialists // Italian Science Review. 2014. № 10 (2). P. 46–49.
8. Воронин Б. С., Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф. Инновационная стратегия российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию личности как современный тренд профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 87–94. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-87-94.
9. Селиванова Н. Л. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М.: Издательский сервис, 2004. 480 с.
10. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя. СПб.: РГПУ, 2005. 290 с.
11. Воронин Б. С. Формирование ценностных ориентаций студентов в условиях вуза как важнейший фактор консолидации // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы ХХI Междунар. конф. Томск: ТГПУ, 2017. С. 108–112.
12. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Академия, 2008. 144 с.
13. Образование в поликультурном обществе В. В. Путин. URL: http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения: 19.02. 2018).
14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ. URL: http://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1890 (дата обращения: 15.02.2018).
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг. URL: http://government.ru/docs/all/105292/ (дата обращения: 15.02.2018).
16. Федеральная целевая программа «Культура России» (2012–2018 гг.). URL: http://archives.ru/programs/fcp.shtml/ (дата обращения: 17.02.2018).
17. Михальцова Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012. 47 с.
Выпуск: 5, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Страницы: 175 — 182
Скачиваний: 721