ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОЛОГЕМЫ ГЕРОЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАГЕДИЙ «ЭДИП-ЦАРЬ» И «ВАКХАНКИ»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-69-73
Изучение трансформации мифологемы героя представляется актуальным, поскольку, возникнув в пространстве мифа, она продолжает существовать в культуре на протяжении всей истории человечества, включая современность. При этом образ героя претерпевает изменения, обусловленные особенностями конкретной исторической эпохи в иных, отличных от мифа формах культуры. Подобная трансформация происходит с мифологемой героя в древнегреческой трагедии эпохи классики. При переходе от мифа к трагедии мифологема героя претерпевает существенные изменения: герой трагедии воспринимает судьбу как внешнюю силу, которая влияет на его жизнь и всеми силами пытается изменить ее. Он также отказывается принимать как данность волю богов и пытается заставить их руководствоваться в своих действиях категориями морали и нравственности, принятыми в человеческом обществе. Проблема трансформации мифологемы героя в древнегреческой трагедии, рассматриваемая в данном исследовании, позволит лучше понять изменения, происходящие в древнегреческой культуре эпохи классики. Выводы могут быть использованы при подготовке курсов, посвященных истории и культуре Древней Греции.
Ключевые слова: Древняя Греция, древнегреческая трагедия, мифологема, герой
Библиография:
1. Кереньи К. Пролегомены // Душа и миф: шесть архетипов. М.: Совершенство; К.: Port-Royal, 1997. С. 11–37.
2. Райкова О. А. Древнегреческий миф классической эпохи: социокультурное обоснование, сферы проявления и аспекты трансформации: дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2012. 129 с.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона: в 3 т. / пер. с фр. О. В. Волкова; предисл. проф. В. И. Авдиева. М.: Искусство, 1992. Т. I. 269 с.
4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. школа, 1988. 496 с.
5. Хюбнер К. Истина мифа / пер. с нем. И. Касавина. М.: Республика, 1996. 448 с.
6. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ / сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. С. 95–128.
7. Пашинина Д. П. Неопределимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2001. № 6. С. 88–106.
8. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. 703 с.
9. Софокл. Эдип-царь // Древнегреческая трагедия. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1993. С. 151–221.
10. Еврипид. Вакханки // Трагедии: в 2 т. / пер. с древнегреч. И. Анненского и С. Шервинского. М.: Худ. литература, 1969. Т. 2. С. 427–492.
Выпуск: 5, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Страницы: 69 — 73
Скачиваний: 884