КНИГА ПАМЯТИ О СТУДЕНТАХ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И СОТРУДНИКАХ ВУЗА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Представлен анализ биографических очерков, приведенных в Книге памяти о студентах, преподавателях и сотрудниках Томского государственного педагогического университета – участниках Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Содержащиеся в первом томе 450 исторических биографий представляют собой значительную базу данных как для хранения персональной информации, так и для реконструкции социальной группы студентов сибирского педагогического вуза. Студенчество ТГПИ в 1930–1950-х гг. (на примере участников Великой Отечественной войны) представляло собой социальную группу, характеризующуюся следующими признаками: 1) значительной долей уроженцев европейской части СССР при преобладании сибирского контингента; 2) большим преобладанием крестьянского компонента в социальной структуре студенчества; 3) в национальном составе студенчества преобладали русские; 4) средний возраст студентов при поступлении в вуз составлял 24 года; 5) 40 % студентов имели педагогический стаж; 6) смешанной структурой предвузовского образования; 7) значительной долей инвалидов Великой Отечественной войны; 8) влиянием психологических факторов на мотивацию обучения. Книга памяти как база данных обладает солидным научно-исследовательским потенциалом для реконструкции отдельной личности, социальной группы, высшего учебного заведения, российской системы образования, а также интеллигентоведения.
Ключевые слова: Книга памяти, биографический очерк, Великая Отечественная война (1941–1945), студенты-фронтовики, реконструкция социальной группы студентов
Библиография:
1. Книга памяти. 1941–1945. Вспомним всех поименно. Томск, 1994–1998. Т. 1–4.
2. Томский государственный педагогический университет. Томск: Изд-во ТГПУ, 1995. 206 с.
3. Войтеховская М. П., Галкина Т. В. Томский педагогический: от института к университету. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 267 с.
4. Книга памяти о студентах, преподавателях и сотрудниках Томского государственного педагогического университета – участниках Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) / отв. ред. Т. В. Галкина. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. Т. 1. 360 с.
5. Известия ЦК ВКП (б). 1929. № 5. С. 23–28.
6. Олесик Е. Я. Проблемы формирования студенческого контингента вузов СССР (1944–1990 гг.) // http://cyberleninka.ru/article/n/problemyformirovaniya-
studencheskogo-kontingenta-vuzov-sssr-1944–1990-gg (дата обращения 25.07.2015).
7. Сергеев А. В. Социальная адаптация инвалидов в период Великой Отечественной войны (1941–1945) в Западной Сибири // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 4 (20). Гуманитарные науки (история). Спецвыпуск. С. 126–128.
Выпуск: 9, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Страницы: 235 — 240
Скачиваний: 806