ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ЗАДАЧУ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Первый этап процесса решения проблем – идентификация проблемы и постановка задачи. Существующие модели анализа условий проблем и задач узкоспециализированы. В статье обосновывается подход к построению универсальной модели анализа широкого спектра проблемных ситуаций вне зависимости от контекста и предметного поля. Сопоставлены основные подходы к процессу анализа проблемной ситуации, выявлены ключевые факторы, связанные с эффективностью перевода проблемной ситуации в задачу. Показано, что модель, разработанная на основании когнитивного подхода, наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к дизайну универсальной модели анализа проблемных ситуаций. Выдвинута гипотеза о том, что использование данной модели позволит разработать полную обобщенную ориентировку трансформации проблемной ситуации в задачу вне зависимости от контекста и предметного содержания исходной проблемы.
Ключевые слова: решение проблем, проблемная ситуация, задача, ориентировочная основа действия, психология мышления
Библиография:
1. Gagné R. M. The Conditions of Learning and Theory of Instruction (4th ed.). New York: Holt, Rinehart and Winston, 1985.
2. Jonassen David H. Toward a design theory of problem solving // Educational Technology Research and Development. 2000. Pp. 63–85.
3. Gick M. L., Holyoak K. J. Schema induction and analogical transfer // Cognitive Psychology. 1983. Vol. 15. Pp. 1–38.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.
5. Bransford J., Stein B. S. The IDEAL Problem Solver: A Guide for Improving Thinking, Learning, and Creativity. New York: Freeman. 1983.
6. Dewey J. How We Think: A Restatement of Refl ective Thinking to the Educative Process. Boston: D. C. Heath, 1933.
7. Adelman L., Gualtieri J., Stanford S. Examining the effect of causal focus on the option generation process: An experiment using protocol analysis // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1995. Pp. 54–66.
8. Getzels J. W. Problem fi nding: A theoretical note // Cognitive Science. 1979. Pp. 167–172.
9. Mumford M. D., Mobley M. I., Uhlman C. E., Reiter-Palmon R., & Doares L. Process analytic models of creative capacities // Creativity Research Journal. 1991. Pp. 91–122.
10. Mark A. Runco, Shawn M. Okuda Problem discovery, divergent thinking, and the creative process // Journal of Youth and Adolescence. 1988. Pp. 211–220.
11. Mumford M. D., Reiter-Palmon R., Redmood M. Problem construction and cognition: Applying problem representations in ill-defi ned domains // Problem Finding, Problem Solving, and Creativity / Ed. M. Runco. Norwood: Ablex, 1994.
12. Redmond M., Mumford M., Teach R. Putting creativity to work: Effects of leader behavior on subordinate creativity // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1993. Pp. 120–151.
13. Reiter-Palmon R., Mumford M. D., MA Runco. Problem construction and creativity: The role of ability, cue consistency, and active processing // Creativity Research Journal. 1997. Pp. 9–23.
14. Rostan S. M. Problem fi nding, problem solving, and cognitive controls: An empirical investigation of critically acclaimed productivity // Creativity Research Journal. 1994. Pp. 97–110.
15. Зеличенко В. М., Дмитриев В. М., Шарова О. Н., Филиппов А. Ю. Решение задач физики с помощью системы визуального моделирования и решения задач (СВИМЗ) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 43–47.
16. Веретенникова О. Н. Обучение учащихся решению задач на построение методом геометрических мест точек на плоскости и в пространстве // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 44–47.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии (2-е изд. 1946. 575 с.). СПб., 2000. 720 с.
18. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 145 с.
19. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
20. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. С. 168.
21. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 86–234.
22. Халл. К. Принципы поведения. Сущность научной теории // История психологии. XX век: [хрестоматия]. 6-е изд. / П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. М.: Академ. проект, 2003. С. 509–530.
23. Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. История психологии: учеб. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект, 2011. С. 521.
24. Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М.: Наука, 1966. С. 300.
25. Рейд Д. Экспериментальное исследование «анализа цели» при решении задач // Психология мышления / авт. книги А. М. Матюшкин. М.: Прогресс, 1965.
26. Van de Geer J. Psychological application of the information theory // Nederlands Tijdschrift Voor De Psychologie En Haar Grensgebieden. 1957. Pр. 295–328.
27. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 589.
28. Дружинина В. Н. Когнитивная психология: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 480.
29. Holyoak K. J. Analogical thinking and human intelligence // Advances in the Psychology of Human Intelligence / R. J. Sternberg. Hillsdale: Erlbaum, 1984.
30. Barsalou L. W. Ad hoc categories // Memory & Cognition. 1983. Pр. 211–227.
31. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. М.: Учпедгиз, 1955. С. 430.
32. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. С. 288.
33. Калмыкова З. И. Пути развития продуктивного мышления школьников // Вопр. психологии. 1978. № 3. С. 143–148.
34. Мильман В. Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 71–81.
35. Карпов С. А. Задача как средство развития творческих способностей учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). C. 58–61.
36. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» // Психология как объективная наука. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО Модек, 1998. С. 425–429.
37. Гальперин П. Я. О психологических основах программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: Изд-во МГУ, 1965.
38. Малахова Е. И. Методика формирования основных приемов мышления в процессе обучения математике // Изв. Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. 2011. № 26. С. 474–480.
39. Голубь О. В., Фокина Е. А. Оптимизация мыслительно-познавательной деятельности при решении аналитико-диагностических задач // Фундаментальные исследования. 2013. № 11, ч. 3. С. 525–528.
Выпуск: 9, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 126 — 133
Скачиваний: 744