Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 30.01.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2017 Год Выпуск №12 КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Вестник ТГПУ - это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
DOAJ (Directory of Open Access Journals)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малова И. Е., Матушкина З. П., Пенская Ю. К.

DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-109-117

Информация об авторе:

Малова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет (ул. Бежицкая, 14, Брянск, Россия, 243036), Южный математический институт Владикавказского научного центра Российской академии наук (ул. Маркуса, 22, Владикавказ, Россия, 362027). E-mail: mira44@yandex.ru Матушкина Зоя Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, Курганский государственный университет (ул. Советская, 63, стр. 4, Курган, Россия, 640020). E-mail: zoja_mat@mail.ru Пенская Юлия Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: penskaya_julia@mail.ru

В связи с переходом высшего образования на новые стандарты, основанные на компетентностном, личностно ориентированном и деятельностном подходах к обучению, возникает проблема диагностики готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности. Понятие «готовность к профессиональной деятельности» связано с понятием «профессиональная компетентность». Анализ работ, посвященных диагностике профессиональной компетентности с точки зрения психодидактики, позволяет выделить некоторые требования к диагностике будущих учителей математики к профессиональной деятельности: диагностика должна осуществляться в форме мониторинга, тем самым реализуется ее развивающая функция; мониторинг предполагает использование средств педагогической поддержки в случае учебных затруднений у диагностируемых, тем самым реализуется обучающая функция диагностики; он должен включать средства обеспечения самодиагностики, тем самым реализуется воспитательная функция диагностики. Конструирование диагностических материалов для данного мониторинга осуществлялось на примере диагностики готовности будущих учителей математики к обучению решению текстовых задач – одной из важных составляющих математической подготовки. В соответствии со структурой процесса решения задач, исходя из требований к диагностике, разработаны учебные тексты, позволяющие будущим учителям математики оценить свою готовность по следующим направлениям профессиональной деятельности: анализ затруднений учащихся при решении задач; методическая работа на этапе анализа условия задачи; использование различных методов решения текстовых задач; осуществление дополнительной работы над задачей; конструирование заданий, направленных на обучение решению задач; сравнение, распознавание и конструирование обучающих текстов; использование историко-методического опыта обучения решению задач.

Ключевые слова: диагностика готовности будущих учителей к профессиональной деятельности, мониторинг, учебные тексты, обучение решению текстовых задач

Библиография:

1. Бубнова Л. М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: cб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. № 2. Самара, 2015. 241 с.

2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.

3. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.

4. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора – к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 6–13.

5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

6. Сясина Т. В. Диагностика сформированности методической компетентности преподавателя математики // Вестник ТОГУ. 2012. Вып. 4 (27). С. 249–258.

7. Цымбал С. Н. Формирование рефлексивного опыта студентов физико-математического факультета в курсе теории и методики обучения математике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 70–75.

8. Стефанова Н. Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1996. 366 с.

9. Федотова Е. Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран (на опыте США, Германии, Дании): дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2003. 373 с.

10. Прищепа Т. А. Особенности подготовки педагогов к инновационной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 47–52.

11. Малова И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2007. 43 с.

12. Малова И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. 225 с.

13. Матушкина З. П. Методика обучения решению задач: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. 154 с.

14. Гельфман Э. Г., Демидова Л. Н. Алгебра: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 272 с.

15. Гельфман Э. Г., Демидова Л. Н. Алгебра: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 264 с.

16. Математика: учебная книга и практикум для 6 класса: в 2 ч. Ч. 1. Делимость чисел / Э. Г. Гельфман, С. Я. Гриншпон, Л. Н. Демидова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 184 с.

17. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Математика: методическое пособие для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 231 с.

18. Дьяченко М. В. Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегрированного курса «иностранный язык + экология» (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 228 с.

19. Пенская Ю. К. Формирование текстовой компетентности будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2012. 177 с.

20. Диагностика состояния актуальных проблем математического образования. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2014. 206 с.

malova_i._e._109_117_12_189_2017.pdf ( 586.22 kB ) malova_i._e._109_117_12_189_2017.zip ( 552.3 kB )

Выпуск: 12, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 12

Рубрика: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ

Страницы: 109 — 117

Скачиваний: 528

Для цитирования:


© 2023 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ