Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 27.01.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2017 Год Выпуск №12 ОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Вестник ТГПУ - это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
DOAJ (Directory of Open Access Journals)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Лазарева И. Н.

DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-42-47

Информация об авторе:

Лазарева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690091). E-mail: lazar_irina@mail.ru

Обучение в вузе требует от первокурсников определенной готовности к нормам и условиям новой образовательной среды. Неспособность справиться с предъявляемыми трудностями может стать причиной демотивации к учебной деятельности и выбывания учащихся из вуза по собственному желанию. Центральная идея исследования – образование для благополучия учащихся через совершенствование личности и создание психологически комфортной образовательной среды. Описаны факторы, находящиеся в зоне ответственности преподавателей и учащихся, и определяющие успешность интегрирования учащихся в учебный процесс вуза. Представлены результаты анкетирования студентов 1-го курса различных направлений профессиональной подготовки. Предлагаются организационные формы оптимизации рассматриваемой проблемы в аспекте единства личностно-смыслового и когнитивного развития. Данные, полученные эмпирическим путем, могут послужить основой для разработки ориентационных программ для первокурсников; способствовать решению практической проблемы преодоления бессубъектности образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: переходный период «школа – вуз», трудности периода адаптации, самосовершенствование, самосознание, субъект-субъектные отношения, ознакомительная практика, организационно-деятельностная игра

Библиография:

1. Astin A. W. What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco: Jossey-Bass Higher and Adult Education Series, 1993. 482 p.

2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 289 с.

3. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. 48 с.

4. Смирнова А. С. «Трудности в учении» и «педагогическая поддержка» как категории педагогики высшей школы // Вестн. Томского гос. ун-та. 2007. № 302. С. 205–207.

5. Tinto V. Leaving college: Rethinking the causes and cures of student attrition. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 296 p.

6. Tinto V. Dropping out and other forms of withdrawal from college // Increasing students retention / ed. by L. Noel, R. Levitz, D. Saluri. San Francisco: Jossey-Bass, 1985. P. 28–43.

7. Шураев В. Н. Самопознание и воспитание объективной самооценки // Актуальные проблемы педагогических исследований: ІV аспирант. чтения: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2005. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/4276 (дата обращения: 20.07.2017).

8. Sax L. J., Arredondo M. Student Attitudes Toward Affi rmative Action in Higher Education: Findings From a National Study // Research in Higher Education. 1999. № 4. P. 439–459.

9. Fullan M. Choosing the wrong drivers for whole system reform. Centre for Strategic Education Seminar Series Paper No. 204. Melbourne: Centre for Strategic Education, 2011. 20 p.

10. Pascarella E., Terenzini P., Wolfl e L. Orientation to college and Freshmen persistence/withdrawal decision // Journal of Higher Education. 1986. Vol. 57, № 2. P. 155–175.

11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.

12. Ковалева Т. М., Жилина М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методическая серия: Новые ценности образования. 2010. Т. 1, № 43. С. 91–103.

13. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВНИИ системных исследований. М., 1983. С. 115–142.

14. Ухтомский А. А. Доминанта. М.: Наука, 1966. 271 с.

15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 200 с.

lazareva_i._n._42_47_12_189_2017.pdf ( 615.77 kB ) lazareva_i._n._42_47_12_189_2017.zip ( 554.67 kB )

Выпуск: 12, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 12

Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

Страницы: 42 — 47

Скачиваний: 500

Для цитирования:


© 2023 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ