Информационно-аналитический подход к проектированию образовательного контента в системе научно-методического сопровождения классных руководителей
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-64-72
По заказу Академии Минпросвещения России, координирующей работу единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществлялась разработка информационно-аналитических материалов по проблеме психолого-педагогического взаимодействия педагогов с семьями воспитанников как основы содержания образовательных программ. Цель – обобщение опыта разработки информационно-аналитических материалов и обоснование информационно-аналитического подхода к проектированию образовательного контента в системе научно-методического сопровождения классных руководителей. При реализации информационно-аналитического подхода применялись следующие методы: информационная диагностика массива; выполнение библиографических процедур; выделение перечня ключевых слов и видов научно-методических разработок; составление информационных карт с учетом с перечня ключевых слов и видов научно-методических разработок; каталогизация научно-методических разработок. В результате информационно-аналитической работы в библиографический список по теме «Эффективные технологии психолого-педагогического взаимодействия с семьей обучающегося» вошли 302 источника, отвечающие критериям актуальности, важности информации, полноты информации, комплексности и в совокупности освещающие заявленную проблему как в плане теоретического анализа, описания технологических подходов, так и в практико-ориентированном ключе, отражающем передовой педагогический опыт. По результатам экспертной оценки в аннотированный каталог включено 127 источников. Каталог предназначен для размещения в электронной среде и содержит название разработки, ключевые слова, вид разработки, аннотацию, информацию об источнике, доступ к разработке. В аннотации отражены наиболее значимые сведения, содержащиеся в источнике, дается рекомендация относительно использования разработки при конструировании программ дополнительного профессионального образования. Аннотация может рассматриваться как самостоятельный фрагмент образовательного контента. В результате исследования установлено, что информационно-аналитический подход позволяет представить наиболее ценную и актуальную информацию в виде готовых разработок с указанием их целесообразного использования в системе научно-педагогического сопровождения классных руководителей, что делает проектирование образовательного контента более технологичным и содержательно сбалансированным. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в интеграции в теорию и технологию дополнительного профессионального педагогического образования нового способа разработки образовательного контента на основе использования аннотированного тематического каталога. Практическая значимость работы определяется созданием самостоятельного информационного ресурса – аннотированного каталога по теме «Современные технологии взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся» и возможностью его применения для конструирования программ дополнительного профессионального образования педагогов в вузовской практике при подготовке специалистов педагогического и психолого-педагогического профиля, а также для самообразования классных руководителей и быстрого поиска ими профессионально значимой информации.
Ключевые слова: взаимодействие педагогов с семьей, повышение квалификации, образовательный контент, аннотированный каталог, информационные ресурсы
Библиография:
1. Шаброва Н. В. Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 3. C. 142–161. doi: 10.19181/vis.2022.13.3.834; EDN: IOOYLC (дата обращения: 21 ноября 2022).
2. Авдеева Н. Н., Егорова М. А., Кочетова Ю. А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. С. 73–93.
3. Сидоров С. В. Гуманитарно-исторический образовательный контент: сущность понятия // Наукосфера. 2022. № 7-2. С. 42–44.
4. Кудаков О. Р. Подход и подходность в современных педагогических исследованиях // Казанский пед. журнал. 2013. № 2 (97). С. 32–49.
5. Коваль Н. Н. Принципы, методы и средства аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 131–135.
6. Xiaoliang Zh., Bowers A. A Typology of Parental Involvement in Student Experience: A Latent Class // High School Journal.2020. Vol. 103, № 2. P. 99–103.
7. Wysoczynski A. Community connections: Involving family in homework // Science Scope.2018. Vol. 42, № 2. P. 90–95.
8. Johnsson A. et al. Newly arrived parents and collaboration in swedish school context: an interactionally and ethnomethodologically inspired analysis // Education.2021.Vol. 141, № 3. P. 127–132.
9. Задворная М. С. Непрерывное обучение педагогов личностно ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. СПб.: Свое изд-во, 2019. 113 с.
10. Михалева Л. П., Журавлева О. П. Педагог в современном воспитательном пространстве школы. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. 292 с.
11. Бурыкина Н. М. Социально-педагогическая поддержка детей с отклонением в развитии и обучающихся в массовой общеобразовательной школе. Ярославль: ЯГПУ, 2019. 174 с.
12. Ражина И. Н. Педагогические особенности взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2019. 241 с.
13. Ширяев Е. А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2018. 24 с.
14. Кулакова С. А. Педагогические условия профилактики противоправного поведения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2021. 26 с.
15. Мукамбетова Г. И. Аннотирование и реферирование документов: проблемы изучения при подготовке специалистов для библиотек // Вестник Бишкекского гуманитарного ун-та. 2009. № 2 (15). С. 242–244.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 64 — 72
Скачиваний: 172