Индивидуализированное взаимодействие в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-5-34-41
Формирование функциональной грамотности – образовательный результат начального общего образования, зафиксированный в новой редакции федерального государственного образовательного стандарта. Данный результат достигается на основе предметных и метапредметных умений. Специфика начальной школы состоит в том, что в 1–4-х классах складывается база для достижения предметных и метапредметных умений. Следовательно, актуален вопрос о соотношении процессов формирования функциональной грамотности и достижения предметных, метапредметных результатов. В качестве концептуальных оснований формирования функциональной грамотности в начальной школе учеными Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета определены метапредметная координация и межпредметная интеграция. Ресурс времени для метапредметной координации и межпредметной интеграции предоставляет внеурочная деятельность. Функциональная грамотность традиционно исследовалась как результат образования взрослых и молодежи, формирование функциональной грамотности младшего школьника рассматривается в зоне его ближайшего развития. Следовательно, формирование функциональной грамотности младших школьников возможно на основе индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития ученика. Особую значимость индивидуализированное взаимодействие приобретает в классах с совместным обучением детей с задержкой психического развития и детей без нарушений развития. Одни и те же способы действия соответствуют зоне актуального развития учеников без нарушений развития и зоне ближайшего развития учеников с задержкой психического развития. Цель исследования – на основе изучения трудностей в освоении программы начального общего образования детьми с задержкой психического развития и детьми без нарушений развития теоретически обосновать, разработать программу курса внеурочной деятельности и методические материалы к курсу, провести их опытную проверку. Исследование вносит вклад в развитие взаимосвязи общей и коррекционной педагогики. Конкретизирована технология индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития обучающихся. Доказана эффективность данной технологии. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный курс и комплекс методических материалов к нему могут использоваться в других общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего образования.
Ключевые слова: функциональная грамотность, метапредметные результаты, межпредметная интеграция, младший школьник, индивидуализация, дети с задержкой психического развития, дети без нарушений развития, внеурочная деятельность
Библиография:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 13.08.2022).
2. Захарова В. А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7–16.
3. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина и др. Пермь: ПГГПУ, 2021. 170 с.
4. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391–410.
5. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 192 с.
6. Piaget Jean. The moral judgement of the child; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966. 410 p.
7. Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников / К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб; под общ. ред. М. А. Худяковой, науч. ред. К. Э. Безукладников, В. А. Захарова. Пермь: ПГГПУ, 2021. 252 с.
8. Безукладников К. Э., Попова Н. С., Жигалев Б. А. Дифференцированное обучение иностранному языку на основе осознанности: вопросы подготовки учителя // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 106–117.
9. Ковалева Т. М. Принцип индивидуализации как ресурс качества образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе // Тенденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 февраля 2010 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. М.: Дело, 2011. С. 101–107.
10. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 c.
11. Егоров К. Б., Захарова В. А. Процедурные тексты в формировании и оценке функциональной грамотности в начальной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2022. № 2. С. 116–123.
12. Hautamаki J., Podolskiy A. I. The Finnish Education as an Individualized Service System with a Reference to Students with Special Educational Needs // Psychological Science and Education. 2021. Vol. 26, № 3. P. 94–101.
13. Bobrova V. V., Kapiyat A. Zh. Possibilities of technology of differentiated (including individualized) education of children with intellectual disabilities of primary school age // Научный альманах. 2021. № 1–1 (75). P. 43–46.
14. Константинова О. А., Кощеева О. В., Крючков В. П. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 6 (212). С. 99–107. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-99-107
15. Ивашнева А. Р., Чабан Т. Л. Особенности психического развития детей с ОВЗ (задержкой психического развития) с точки зрения критериев оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий // The Newman in Foreign Policy. 2017. № 37 (81). С. 72–76.
16. Максимова У. С. Особенности формирования регулятивных умений у детей с задержкой психического развития // Инклюзивное образование в эпоху постпандемии: новые нормы, форматы, стратегии: материалы Международной научно-практической конференции (1 декабря – 15 декабря 2021 г.) / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. С. 387–392.
17. Максимова У. С. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности // Открытый мир: объединяем усилия: матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (9–10 ноября 2022 г., г. Пермь, Россия) / под ред. О. Р. Ворошниной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2022. С. 371–376.
18. Кузьмичева Т. В. Индивидуализация образования младших школьников с ЗПР как предмет профессионального диалога будущего учителя и специального психолога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 4 (91). С. 177–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39205124 (дата обращения: 15.10.2022). DOI: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-177-187
19. Фомичева Е. К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития посредством кинезиологических упражнений: постановка проблемы // Экономика и социум. 2018. № 7 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshihshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom (дата обращения: 15.10.2022).
20. Egorov K. B., Zakharova V. A. External evaluation of self-directed learning skills: online education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1 (3). P. 41–55. DOI: 10.23951/2782-2575-2022-1-41-55
21. Пототня Е. М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 4. С. 58–74.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 34 — 41
Скачиваний: 302