АНТОНИН ЛАДИНСКИЙ: МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СИТУАЦИИ ЭМИГРАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА «ЧЕРНОЕ И ГОЛУБОЕ»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-6-121-134
Введение. Рассматривается тема морского путешествия у Антонина Ладинского на примере сборника «Черное и голубое», первого в творчестве поэта, в котором сформировались магистральные линии его поэзии, развившиеся в последующих сборниках. Цель – проследить семантику морского плавания у поэта с учетом акмеистических влияний на него Н. Гумилева, у которого эта тема, став одной из основных в творчестве, отразила основные принципы акмеистического мировидения поэта. Материал и методы. Методология исследования предполагает литературоведческую интерпретацию лирических текстов с пониманием теоретических основ поэтики акмеизма («чужое слово», полифонический текст, динамическое пространство и пр.). Использовался также метод интертекстуального анализа при сопоставлении текстов, принадлежащих к разным литературным эпохам. Результаты и обсуждение. Творчество Ладинского уже было предметом научных изысканий, отмечалась и ориентация поэта на символизм и акмеизм, указывалась сложность отнесения его лирики к какому-либо из этих модернистских течений. Но морское путешествие как центральная тема первого сборника «Черное и голубое» в контексте акмеистической поэтики еще не привлекало внимания исследователей. Рассмотрено влияние гумилевской темы морских странствий на лирику Антонина Ладинского в плане полемики поэта с мэтром акмеизма, выявлено своеобразие рассматриваемой темы в связи с его эмигрантским опытом. Заключение. В лирике Антонина Ладинского морское путешествие становится отражением его пути эмигранта, и в этом смысле он полемизирует с Н. Гумилевым, у которого тема плавания по морям имеет культурологический смысл и отражает акмеистический принцип познания Жизни через Искусство. Семантика морского путешествия в контексте акмеистической поэтики позволяет Ладинскому сказать свое слово миру, присоединив свой голос к могучему культурному хору певцов морской стихии. Акмеистическая позиция оказывается близка ему своей земной природой, а символистская – осознанием мощной силы инобытия. Через диалог с «чужим словом» поэт декларирует собственный опыт освоения мира, отличный как от акмеистов, так и от символистов. Трагический взгляд на мир, обусловленный ситуацией эмиграции, звучит в первом сборнике еще не в полную мощь, акмеистическое «принятие действительности» еще имеет свою «инерцию», но осознание случившегося как катастрофы и пути в мир смерти уже произошло.
Ключевые слова: Антонин Ладинский, поэзия русской эмиграции первой волны, тема морского путешествия, акмеистическая поэтика, символизм, эмигрантские мотивы
Библиография:
1. Набоков В. Ант. Ладинский. Черное и голубое // Руль. 1931. 28 янв. № 3092. С. 2.
2. Мочульский К. Ант. Ладинский. Черное и голубое // Числа. 1931. №5. С. 235–237.
3. Адамович Г. В. Собрание сочинений. Литературные заметки: в 5 кн. Кн. 2 («Последние новости» 1932–1933) // Подг. текста, сост. и примеч. О. А. Коростелева. СПб.: Алетейя, 2007. 512 с.
4. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1996. 448 с.
5. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. Париж; Нью-Йорк: Альбатрос – Третья волна, 1987. 352 с.
6. Иваск Ю. Поэзия «старой эмиграции» // Русская литература в эмиграции. Питтсбург, 1972. С. 45–71.
7. Чагин А. И. Петербург – Париж, или Акмеизм в русском зарубежье // Чагин А. И. Пути и лица. О русской литературе XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 600 с. С. 294–322.
8. Марков В. Мысли о русском футуризме // Новый журнал. 1954. №37.
9. Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. М.: НЛО, 2010.
10. Фетисова Е. Э. Неоакмеизм как система программных и латентных течений XX века. М.: ИНИОН РАН, 2016. 339 с.
11. Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Изд-во «Водолей», 2000. 704 с.
12. Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. №7/8. P. 47–82.
13. Тименчик Р. Заметки об акмеизме // Russian Literature. 1974. №7/8. Р. 23–46.
14. Тименчик Р. Заметки об акмеизме II // Russian Literature. 1977. Vol. V. № 3. P. 281–300.
15. Тименчик Р. Заметки об акмеизме III // Russian Literature. 1981. Vol. IX. № 2. P. 175–189.
16. Сегал Д. Русская семантическая поэтика двадцать лет спустя // Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. 1996. Том II. №1.
17. Кихней Л. Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. М.: МАКС Пресс, 2001. 184 с.
18. Tjalsma W. «Acmeism». Adamovic, the «Parisian note» and Anatolij Steiger // Russian language journal. Русский язык. Toward a definition of acmeism. К определению акмеизма. Michigan, 1975.
19. Papla E. Akmeism. Geneza I program. Wroclaw, 1980. 146 р.
20. Harris J. Acmeism // Handbook of Russian Literature. Yale University Press, 1985. 558 р.
21. Doherty J. The Acmeism Moverment in Russian Poetry. Culture and the Word. Oxford, 1995. 316 р.
22. Ладинский А. Собрание стихотворений / сост., предисл. и примеч. О. А. Коростелева. М.: Викмо-М: Русский путь, 2008. 368 с.
23. Горобец А. Метаморфоза текста или метаморфоза сознания в творчестве Антонина Ладинского // Toronto Slavic Quarterly. 2010. №34. С. 243–253.
24. Горобец А. Провинциальные усадьбы в эго-документальных, публицистических и художественных текстах Антонина Ладинского // Новые российские гуманитарные исследования. 2020. №15. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/2090/ (дата обращения 15.08.2021).
25. Лавринец П. Эмигрантский текст в переписке «возвращенцев» (А. П. Дехтерев, А. П. Ладинский, Н. Я. Рощин) // Toronto Slavic Quarterly. 2010. №34. С. 230–242.
26. Чевтаев А. А. Лирический нарратив и художественная символика в стихотворении А. Ладинского «Бегство» // Пушкинские чтения–2020. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: материалы XXV Международной научной конференции Санкт-Петербург, 5–6 июня 2020 года. Отв. редактор Т. В. Мальцева. 2020. С. 203–217.
27. Чевтаев А. А. Символика души в книге стихов А. Ладинского «Черное и голубое» (к вопросу о специфике художественного мира) // Известия Смоленского гос. ун-та. 2021. № 2(54) С. 31–51.
28. Коростелев О. А. Лирический театр Антонина Ладинского // Ладинский А. Собрание стихотворений / Сост., предисл. и примеч. О. А. Коростелева. М.: Викмо-М: Русский путь, 2008. С. 5–22.
29. Грановская Л. М. Стихи Антонина Ладинского // Русская речь. 1996. №3. С. 29–31.
30. Арустамова А. А., Расторгуева М. Ю. Африка на поэтической карте А. Ладинского // Вестник Пермского гос. ун-та. 2015. №3(31). С. 68–76.
31. Матвеева Ю. В. Крымская «нота» русского зарубежья: на материале творчества писателей младшего поколения русской эмиграции // Известия Уральского федерального ун-та. Серия 2. Гуманитарные науки. 2014. №3 (130). С. 134–143.
32. Куликова Е. Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: автореф. дис. … докт. филол. наук. Новосибирск, 2012. 44 с. URL: https://gumilev.ru/about/262/ (дата обращения 15.08.2021).
33. Матвеева Ю. В. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008. 196 с.
34. Куликова Е. Ю. «Дальние небеса» Николая Гумилева: Поэзия. Проза. Переводы. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2015. 272 с.
35. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: «Изд-во АЛЬФА-КНИГА», 2011. 1148 с.
36. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии: в 2 т. Т. 2. М.: РИПОЛ, 1997. 752 с.
37. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Худож. лит., 1990. 742 с.
38. Осипова Н. О. «Зимний код» русской эмиграции как семиотическая система // Осипова Н. Слово и культура в диалогах Серебряного века: избранные работы. М.: Изд. группа «Стагирит», 2008. 280 с. С. 172–186.
39. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1983, 703 с.
40. Криничная Н. А. «Пень да колода»: слово, образ, символ. URL: https://info-grad.com/koloda-kak-smert-sudba-i-doroga-vslavyanskoy-traditsii/ (дата обращения 15.08.2021).
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы: 121 — 134
Скачиваний: 471