ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-119-125
Введение. Вопросы развития творческих способностей учащихся через новое явление фасилитации вызывают повышенный интерес со стороны как исследователей, так и практических работников образования. Цель – теоретический анализ обеспечения требований, предъявляемых технологией педагогической фасилитации к процессу обучения математике для развития творческих способностей обучающихся. Материал и методы. Проведен анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей в области общей психологии, педагогической фасилитации, развития творческих способностей. Основными методами исследования являются изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, анкетирование обучающихся. Результаты и обсуждение. Педагогическая фасилитация предъявляет определенные требования к процессу обучения (обеспечение значимости учения, психологической безопасности и психологической свободы), а также к личности педагога и его умению строить взаимоотношения с обучающимися. Значимое учение предполагает изменение личности, поведения обучающегося вследствие накопления его внутреннего чувственно-когнитивного опыта. Для выполнения данного требования при обучении математике можно использовать различные инструменты фасилитации в интеграции с занимательными задачами, нетрадиционные формы организации занятий с созданием ситуаций успеха, демонстрацию уважения педагога к обучающимся. В процессе фасилитации психологическая безопасность достигается за счет создания обстановки, обеспечивающей при сутствие доверия со стороны обучающегося, а также отсутствие страха, тревоги и других негативных чувств, возникающих при внешнем оценивании. Важна организация работы со слабоуспевающими, использование современных педагогических технологий для создания ситуации успеха, повышение уровня комфортности на занятии. Психологическая свобода предполагает формирование креативности обучающихся, их самовыражения. В данном процессе важное значение имеет предоставление возможности проявить активность, самостоятельность, ответственность. Заключение. Выявлены особенности организации учебного процесса с применением технологии педагогической фасилитации.
Ключевые слова: творческие способности, педагогическая фасилитация, личность педагога, обучение математике
Библиография:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 594 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2012. 156 с.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
4. Гумеров И. С. Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 254–262.
5. Маслова Е. А. Сущность и структура фасилитативной направленности личности будущего педагога // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 109–117.
6. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрованный подход в психотерапии. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15499903 (дата обращения: 11.08.2020).
7. Rogers C. Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH: Merrill, 1969. 376 p. URL: https://archive.org/details/freedomtolearnv000roge/page/n13/mode/2up (дата обращения: 06.09.2020).
8. Библер В. С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 32–36.
9. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: Школьные технологии, 2005. 144 с.
10. Ясницкая В. Р. Формирование креативности как профессионально значимого качества будущего педагога // Качественное обновление учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. М. А. Петухова. Ульяновск: УлГПУ, 2001. С. 159–161.
11. Райс О. И. Фасилитация как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 06.12.2020).
12. Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Научные исследования в образовании. 2006. № 3. С. 118–125.
13. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. Т. 2. 400 с.
14. Семикин В. В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. № 6. С. 124–132.
15. Joyce B., Showers B. Student achievement through staff development. VA: ASCD, 2002. 230 p.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 119 — 124
Скачиваний: 677