СИМВОЛИЧЕСКИЕ И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ОГОНЬ» В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ТЕКСТА РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-70-79
Введение. Исследуются лексические средства символической и метафорической репрезентации концепта «огонь» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения их языковой семантики и культурных коннотаций, анализируется значение данного художественного концепта для выражения авторской картины мира. Цель статьи – исследовать способы языковой репрезентации концепта «огонь» в тексте романа «Мастер и Маргарита», выявить аспекты их метафорической и символической интерпретации на вербальном и концептуальном уровнях, изучить роль этого концепта в художественной картине мира романа. Материал и методы. Методология работы базируется на когнитивном, лингвокультурологическом и системно-структурном подходах к изучению образности языка и художественной речи, применяемых в области семантики языковых единиц и стилистики текста. Эмпирический материал составляют образные слова и выражения (143 единицы), репрезентирующие концепт «огонь» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также фрагменты текста, демонстрирующие его символическое и метафорическое функционирование (160 контекстов). Источниками определения языковых значений и мифопоэтической символики послужили опубликованные толковые и энциклопедические словари. Результаты и обсуждение. Определен лексический и текстовый фонд художественных репрезентаций концепта «огонь» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; выявлены способы и приемы его текстовой реализации. Исследованы культурно-символические смыслы концепта в мифологии разных культур. Описаны аспекты метафорической и символической интерпретации данного концепта в художественной картине мира романа «Мастер и Маргарита», а также его роль в выражении авторского замысла. Заключение. Концепт «огонь» представлен в структуре текста множеством прямых и метафорических лексических репрезентаций, выражающих различные аспекты проявления огненной стихии через систему зооморфных, антропоморфных, соматических образов. Образы огня служат основой для метафорической характеристики широкого круга явлений окружающего мира (части тела человека, драгоценные камни, небесные светила, бытовые предметы) и внутреннего мира человека (чувства, эмоции, состояния). Символика данной системы образов имеет глубокие мифопоэтические корни и транслирует ключевые смыслы идейного содержания произведения.
Ключевые слова: концепт, огонь, символ, художественная картина мира, метафора, миф, «Мастер и Маргарита»
Библиография:
1. Багирова Е. П. Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2004. 229 с.
2. Свинцицкая Е. В. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М. А. Булгакова: дис. … канд. филол. наук. Самара, 2004. 234 с.
3. Волков О. В. Текстообразующие функции лексических средств в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 244 с.
4. Замараева Е. В. Глаголы эмоционального состояния в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в аспекте перевода // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 137–140.
5. Телицына Е. Л. Трудности перевода культурно-специфического лексикона на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2018. № 10 (420). Филологические науки. Вып. 114. С. 246–252.
6. Урюпин И. С. Мифопоэтические корни образа Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Вып. 25. 2008, № 26 (127). С. 149–159.
7. Фридль И. И. Употребление глаголов со значением повторяющихся действий в прошлом (на материале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его чешского перевода) // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2003. Вып. 3. С. 150–152.
8. Корниенко О. А. Мифопоэтика инфернальной образности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестн. Московского ун-та. Серия 9: Филология. 2016. № 3. С. 90–118.
9. Малкова Т. Ю. Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Молодой ученый. 2011. Т. 1, № 2 (25). С. 218–223. URL: https://moluch.ru/archive/25/2615 (дата обращения: 29.04.2020).
10. Чжу Ч. Лексические и фразеологические репрезентации концептов небесных светил в художественной картине мира романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 7 (204). С. 63–71.
11. Чжу Ч. Символика воды и ее репрезентации в лексической структуре текста романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 197–200.
12. Юрина Е. А. Лексическая структура ассоциативно-образного семантического поля // Вестн. Томского гос. ун-та. 2003. № 277. С. 198–204.
13. Юрина Е. А., Помаролли Д. Библейская символика хлеба в образных средствах русского и итальянского языков // Язык и культура. 2017. № 39. С. 84–106.
14. Юрина Е. А., Темирова Ж. Г. Концепт «Честь» и его образные репрезентации в контаминированной картине мира писателя-билингва (на материале рассказа Р. Сейсенбаева «Честь») // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2019. № 61. С. 149–176.
15. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 246–248.
16. Адамчик М. В. Словарь символов. Минск: Харвест, 2010. С. 117–118.
17. Иванов В. В. Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 239–240.
18. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. С. 9.
19. Шуклин В. В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2001. С. 238.
20. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Эксмо, 2012. 416 с.
21. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1905. С. 1659.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Страницы: 70 — 79
Скачиваний: 620