ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-24-32
Введение. Обращение педагогов, ученых к научному концепту «региональная среда» – своевременная необходимость в связи с глобальными изменениями и углублением культурных различий каждого региона. Знание достижений многонациональной среды региона рассматривается как важное условие развития полиэтнической культуры, обеспечивающей бесконфликтное взаимодействие школьников с представителями разных культур и важный фактор осознанного понимания регионального конструкта «прошлое, настоящее, будущее» региона в единстве и во взаимосвязи. Цель – раскрыть возможности учебных средств на основе многонациональной среды региона в развитии полиэтнической культуры школьников, выявить их функционально-дидактическое значение, условия применения. Материалы и методы. Материалом для исследования стали разработанные учебные средства на основе многонациональной среды региона: содержательные модули, средства на печатной основе (таблицы, карты, развивающие задания, технологии). Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ ведущих концепций по исследуемой теме, проведение контент-анализа, выборка ведущих авторов по исследуемой проблеме, сравнительный, сопоставительный анализ. В ходе изучения педагогического опыта использовался метод классификации, аналогий, контент-анализ. Эмпирические методы включали анкетирование, беседу, сравнительный анализ. Статистические методы были основаны на методах математического анализа. Результаты и обсуждение. Разработаны и внедрены содержательные модули на основе многонациональной среды региона, усиливающие вариатив и инвариант предметного знания: культурологический модуль раскрывает полиэтническую функцию предметного знания через изучение культуры этносов, их роли в развитии региона; исторический модуль создает целостное представление об истории региона, многонациональных стройках, героях, первооткрывателях земли сибирской; эколого-географический модуль учитывает условия проживания этносов при быстрой смене технологий; социально-экономический модуль показывает роль этносов в освоении природных ресурсов, промышленности региона. Доказана необходимость поэтапного развития полиэтнической культуры школьников через последовательное включение учебных средств на основе многонациональной среды региона: тексты, таблицы, карты (именные, когнитивные, информационные), веб-квесты; система развивающих заданий, интерактивных технологий, актуализирующих знания и умения полиэтнического характера. Заключение. В завершении подводится итог выполненного исследования, раскрывается практическая значимость использования учебных средств на основе многонациональной среды региона как основы развития полиэтнической культуры школьников.
Ключевые слова: регион, региональное пространство, региональная среда, средства обучения, полиэтническая культура
Библиография:
1. Бороноев А. О. Территория ментальности и проблемы социокультурного развития региона. СПб.: Астерион, 2006. С. 7.
2. Поздеева С. И. Рецензия на книгу Цзинь Ли «Культурные основы обучения: Восток и Запад» // Вестник Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 109–111.
3. Егорова Г. И., Сязи Н. М. Формирование полиэтнической культуры как основа социализации обучающихся в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.
4. Арутюнян Ю. В. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1998. 271 с.
5. Демин А. М. Разработка и реализация национально-регионального компонента поликультурного образования в старших классах средней общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 212 с.
6. Буряк Н. Ю. Культура языковой личности в поликультурной среде вуза: дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2012. 291 с.
7. Лихачев Д. С. Ценности культуры // Русская культура: сб. М.: Искусство, 2016. С. 197–209.
8. Ахияров К. Ш. Теоретические основы школьного краеведения // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам личности в поликультурной среде / под ред. В. Н. Гурова. Ставрополь, 2003. 126 с.
9. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 206 с.
10. Смирнова Ю. В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 176 с.
11. Карпушина Л. П., Соколова П. Ю. Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2011. 181 с.
12. Матрусов И. С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2000. 151 с.
13. Егорова Г. И. Сущностные основы полиэтнической культуры современной образовательной системы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 2. С. 92–94.
14. Пидкасистый И. П. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016. 724 с.
15. Каганский В. Л. Методологические основания регионального анализа как культурной практики // Культура в современном мире. 1997. Вып. 3. С. 4–29.
16. Grant C. A. Multicultural education: Commitments, issues, and applications. Washington, DC: Association for Supervision and Curriculum Development, 1977.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 24 — 32
Скачиваний: 737