ТИПЫ ПУБЛИЦИСТОВ КАК ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-9-111-120
Введение. Изучение различных информационно-медийных языковых личностей представляет особый интерес в связи с усилением роли новых информационных технологий и их влиянием на мышление, картину мира и речевое поведение современного человека. С этим связана актуальность данного исследования, посвященного выявлению разных типов современных публицистов. Цель статьи – определение типовых и индивидуальных особенностей современных публицистов как информационно-медийных языковых личностей с учетом разных моделей их речевого поведения и реакции на актуальные информационные поводы. Методика исследования основана на использовании дискурсивного, семантико-стилистического, сопоставительного анализа с опорой на теорию регулятивности как одно из направлений коммуникативной стилистики текста. Результаты и обсуждение. Выявлены особенности современного публициста как синкретичной информационно-медийной языковой личности, обладающей критическим мышлением, желанием и способностью доказывать и аргументировать свое мнение, полемичностью в осмыслении различных актуальных для общества информационных поводов, явно выраженной риторической компетентностью, ярким медиаобразом и своеобразным идиостилем, в основном ориентированным на нонконформизм. Определены типы современных публицистов на основе их речевого поведения и целей: 1) гиперреалист (для него характерны натурализм, фактографичность, демонстративность); 2) публицист-просветитель (выступает как эксперт или моральный авторитет, занимается учебной или просветительской деятельностью); 3) публицист-романтик (увлечен собственной картиной мира, своими принципами, гармоничен, имеет богатый собственный опыт, позитивный настрой); 4) публицист-идеолог (фанатичный пропагандист, верен определенной идеологии, которую страстно отстаивает и навязывает, выстраивает дихотомию или антиномии, парадоксален). Выявлены общие и индивидуальные регулятивные средства, структуры и способы регулятивности, характерные для медиадискурса современных публицистов в целом и для индивидуальных дискурсивных практик рассматриваемых в статье медиаперсон. К индивидуальным особенностям публицистов отнесены: различие интенций, масштаб информационных поводов для полемики; выбор средств и способов воздействия на массовую аудиторию, наличие в медиадискурсе авторских регулятивных средств и структур, логической и (или) риторической аргументации. Заключение. Предложенный подход к изучению медиадискурса современных публицистов с точки зрения типовых и индивидуальных проявлений данных информационно-медийных личностей показал, что выявленные типы языковых личностей, проявляющих себя в речевом поведении, отличаются по цели, средствам и эффекту воздействия, что обусловлено не только объективными факторами, но индивидуально-авторскими особенностями данных личностей. Полученные результаты представляют интерес для медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевого воздействия, речевой конфликтологии, коммуникативной стилистики текста.
Ключевые слова: медиадискурс, информационно-медийная языковая личность, типы информационно-медийных языковых личностей публицистов, коммуникативная стилистика текста, теория регулятивности
Библиография:
1. Корконосенко С. Г. Публицистика // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Флинта, 2018. С. 226–228.
2. Каминский П. П. Принципы исследования публицистики на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2007. № 1. C. 97–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-issledovaniya-publitsistiki-na-sovremennom-etape (дата обращения: 16.10.2019).
3. Загидуллина М. В. Публицистика 2.0: к определению понятия // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Язык и литература. 2018. Т. 15, вып. 2. С. 220–235. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publitsistika-2-0-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 16.10.2019).
4. Хасавов А. Д. Социально-антропологические особенности публицистического дискурса в контексте медийных коммуникаций // Коммуникология. 2019. Т. 7, № 2. С. 67–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-antropologicheskie-osobennosti-publitsisticheskogodiskursa-v-kontekste-mediynyh-kommunikatsiy (дата обращения: 16.10.2019).
5. Левицкая А. А. Медиакомпетентность и аналитическое мышление аудитории: социологические опросы последних лет // Медиаобразование. 2015. № 1. С. 30–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakompetentnost-i-analiticheskoe-myshlenie-auditorii-sotsiologicheskieoprosy-poslednih-let (дата обращения: 16.10.2019).
6. Болотнова Н. С. Публичная языковая личность и медиасреда: проблема речевого воздействия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulleten). 2015. Вып. 9 (162). С. 42–48.
7. Каширин А. А. Особенности индивидуального медиадискурса журналиста Д. Киселева (на материале программы «Вести недели») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 143–147.
8. Болотнов А. В. Использование экспериментальной методики в анализе воздействия публичной языковой личности и ее медиатекстов на массового адресата // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 68–74. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-68-74.
9. Болотнов А. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.
10. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. М., 1987. 140 с.
11. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Бакланова Е. А., Болотнов А. В., Васильева А. А. и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 492 с.
12. Федоров А. В., Левицкая А. А. Блоговая медиакритика: медиаобразовательная функция // Медиаобразование. 2015. № 1. С. 43–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blogovaya-mediakritika-mediaobrazovatelnaya-funktsiya (дата обращения: 16.10.2019).
13. Невзоровские среды. 2 января 2019 г. URL: https://echo.msk.ru/programs/nevsredy/2344503-echo/ (дата обращения: 07.01.2019).
14. Познер В. Чувства солидарности у нас вообще нет // Познер Online. 16.10.2019. URL: https://pozneronline.ru/2019/10/26443/ (дата обращения: 16.10.2019).
15. Познер В. На мой взгляд, это контрпродуктивная политика // Познер Online. 15.10.2019. Интервью. URL: https://pozneronline.ru/2019/10/26440/ (дата обращения:16.10.2019).
16. Волков Л. 27 сентября 2018. URL: https://www.facebook.com/leonid.m.volkov/posts/1957388400950450 (дата обращения: 07.01.2019).
17. Познер В. 1 октября 2018 г. Господин Волков таким «отчетом» оказывает своему шефу медвежью услугу. URL: https://pozneronline.ru/2018/09/22725/ (дата обращения: 07.01.2019).
18. Познер В. Вопрос не в том, сколько тебя смотрят, вопрос в качестве // Познер Online. 14.10.2019. URL: https://pozneronline.ru/2019/10/26436/ (дата обращения: 16.10.2019).
19. Радзиховский Л. Троллинг на высшем уровне. В 2018-м политика окончательно перестала быть серьезным делом. URL: https://www.dp.ru/a/2018/12/25/Trolling_na_visshem_urovne (дата обращения: 16.10.2019).
20. Радзиховский Л. Пьеса «Конституция». Основной закон страны как постановка: все зависит от актеров и режиссера. URL: https://www.dp.ru/a/2018/12/16/Pesa_Konstitucija__Skol (дата обращения: 16.10.2019).
21. Губин Д. Абсолютно точный прогноз на 2019-й и далее. URL: https://www.rosbalt.ru/blogs/2019/01/07/1755699.html 1 января 2019 (дата обращения: 16.10.2019).
Выпуск: 9, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 111 — 120
Скачиваний: 735