АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИГРОВОЙ ПРАКТИКИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-7-13
Введение. Дано определение понятия «культурная игровая практика» как «разнообразный, основанный на текущих и перспективных интересах ребенка вид самостоятельной деятельности и поведения». Обосновывается, почему в культурной практике ребенок становится полноправным субъектом деятельности, взаимодействия и общения. Выделяются параметры оптимального «приглашающего» игрового пространства, созданного и обеспечивающегося взрослыми. Материал и методы. Рассматриваются отличия «мира ребенка» в игре от «реального» мира взрослых, проводится анализ информации, которую ребенок получает и осваивает в игре, классификация источников информации. Степень актуальности информации зависит от того, кто является источником информации, какую роль они играют для ребенка, каков их статус. Рассматривается зависимость информации от места «действия» игры, возраста участников, степени их «доверия» другому, «дружественности» в игровом коллективе, а также от того, на каком возрастном этапе дошкольного детства ребенок получает и осваивает данную информацию. Определяется влияние этой информации на содержание и рейтинг детской игры. Дается определение квеста как вида сюжета. Результаты и обсуждение. Представлены результаты опроса участников социальных сетей и постоянных игроков в квесты среди населения Сибирского федерального округа на предмет подтверждения или опровержения актуальности создания и реализации квест-игр по сюжету русских народных сказок. Было определено, что в настоящее время формируется новое игровое пространство, позволяющее детям дошкольного возраста освоить и проиграть в принципиально новых для них формах, например таких, как квест, сюжеты любимых сказок. Вводится понятие «жизненные практики», которые делятся на условно положительные и условно отрицательные культурные практики. Заключение. Взрослые ответственны за содержание игры ребенка. Проведенное исследование позволяет определить преимущества игры как способа вхождения в культуру, который полностью соответствует возрастным возможностям детей дошкольного возраста, удовлетворяет их потребность в «жизненных практиках», создавая и влияя на формирование базиса личностной культуры ребенка.
Ключевые слова: игра, культурная практика, культурная игровая практика, содержание игры, культура игры, квест-игра, «жизненные практики», базис личностной культуры ребенка
Библиография:
1. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007. 191 с.
2. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 38–48.
3. Корепанова М. В. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 30–38.
4. Фенькина А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 23–27.
5. Теплова А. Б. Культурные практики детства // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 18–24.
6. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулаева Е. А., Филиппова И. В., Шеина Е. Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 6.
7. Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 22–31.
8. Бауман З. Текучая современность. М.: Питер, 2008. 240 с.
9. Давыдова О. И. Культурное пространство детства дошкольника XXI века: к постановке проблемы // Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании. СПб.: Детство-пресс, 2012. С. 105–111.
10. Никитина Л. А., Колмогорова Л. С., Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир». Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. 186 с.
11. Давыдова О. И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 6. С. 14–20.
12. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5–6 лет. Барнаул: БГПУ, 2007. 60 с.
13. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
14. Christopher D. Placesof the Soul: Architectureand Environmental Designasa Healing Art. Oxford & Burlington, MA: Architectural Pressan Imprintof Elsevier, 2004. 323 р.
15. Волжина О. И. Воспитательный потенциал современной семьи // Воспитание как социокультурный феномен: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. Ч. I. С. 15–18.
16. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развитиян. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 15 с.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 7 — 13
Скачиваний: 690