ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-86-95
Введение. На основе обоснования актуальности поиска новых средств и технологий для организации самостоятельной деятельности обучающихся выделяется проблема построения современной методики ее организации в системе профессиональной подготовки. Материал и методы. В методологическом плане решения проблемы предложено уточнение понятийного аппарата: самостоятельная работа понимается как совокупность самостоятельных целевых деятельностей, каждая из которых в свою очередь составляется из системы (базы) действий. При этом под умением самостоятельной работы в процессе обучения предлагается понимать умение обучающегося выполнять (воспроизводить) построение системы самостоятельных деятельностей и осуществлять действия, входящие в эти деятельности, для надежного достижения поставленной образовательной цели. В рамках приведенного толкования на основе анализа и сравнения (сопоставления) совокупности использованных самостоятельных действий и структуры системы самостоятельной деятельности при выполнении самостоятельной работы выделены следующие ее характеристические особенности: 1) индивидуализация, которая будет проявляться и фиксироваться в наборе использованных студентом доступных действий, составляющих самостоятельную деятельность, и особенностях структуры самостоятельной работы как системы самостоятельных деятельностей; 2) необходимость обеспечения корпоративного профессионального общения. Результаты и обсуждение. В контексте компетентностного (с учетом содержательной и деятельностной конкретизации и детализации компетенций) подхода предложена идея проектирования методики организации самостоятельной работы студентов, в основу которой заложена реализация информационно-развивающего подхода для формирования информационного поля состава самостоятельных деятельностей. В качестве основного средства формирования умения самостоятельной работы и формирования информационного поля самостоятельных деятельностей предлагается использовать взаимодействие облачных персональной образовательной среды преподавателя и личных сред обучения студентов. Заключение. С позиции предложенной методологии при реализации компетентностного подхода для построения методики самостоятельной работы уровни умения самостоятельной работы предлагается определить следующим образом: уровень знаний действий; уровень умений выполнять действия; уровень знаний деятельностей с действиями, составляющими самостоятельную работу; уровень осуществления деятельностей с действиями, составляющими самостоятельную работу (включая конструирование и моделирование системы деятельностей).
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, учебные действия, информационно-коммуникационные технологии, облачные технологии, персональная образовательная среда, личная среда обучения
Библиография:
1. ФГОС среднего общего образования. URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 05.10.2018).
2. ФГОС СПО. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php (дата обращения: 05.10.2018).
3. ФГОС ВО нового поколения. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения: 05.10.2018).
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р). URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15 (дата обращения: 13.09.2018).
5. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения 19.09.2018).
6. Неформальное образование: меморандум. URL: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf/ (дата обращения: 13.09.2018).
7. Коноводова Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 173–176. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 16.10.2018).
8. Вебер М. Основные социологические понятия. Ч. I, II // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602–630.
9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2. 320 с.
10. Semenova I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2014. Р. 101–104.
11. Семенова И. Н. Моделирование информационной образовательной среды, содержащей облачные сервисы, для подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Образовательные технологии. 2016. № 4. С. 54–62.
12. Слепухин А. В., Стариченко Б. Е. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов // Педагогическое образование в России, 2014. № 8. С. 128–138.
13. Слепухин А. В. Компоненты методики обучения студентов педагогических вузов проектировать индивидуальную образовательную деятельность средствами персональной образовательной среды // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Омск, ноябрь 2017) / под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 168–171.
14. Слепухин А. В., Щербина И. А. Дидактические и технологические возможности облачных сервисов при организации самостоятельной работы студентов СПО // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. С. 99–105.
15. Slepukhin A. V., Sergeeva N. N. The diagnostics’ methods of students’ readiness for professional pedagogical activity within information educational environment. Smart Education and Smart e-Learning. V. L. Uskov, R. J. Howlet, L. C. Jain. Smart Innovation, System and Technologies. 2015. Vol. 41. P. 333–343.
16. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. 144 с.
17. Стариченко Б. Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 151–162.
18. Starichenko B. E., Sardak L. V., Slepukhin A. V. On Interaction of Educational Environments of Different L evels Mediterranean // Journal of Social Sciences MCSER Publishing. 2015. Vol. 6, № 5. P. 486–496.
19. Ганеев Х. Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 102 с.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 86 — 95
Скачиваний: 772