УСИЛЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-135-139
В контексте компетентностной модернизации высшего профессионального образования анализируются отечественные и зарубежные практики социального образования. Подчеркивается значимость согласования существующих и новых подходов к практико-ориентированной подготовке для формирования у бакалавров социальной сферы компетентности как практико-ориентированного конструкта. Сопоставляются позиции исследователей по вопросам организации практики, включения студентов в систематическую добровольческую деятельность, обеспечения регулярных контактов студентов с профессиональным сообществом. Дается авторское определение практико-ориентированной подготовки как системной инновации, интегрирующей все звенья образовательного процесса: целевые установки, содержание, методы и технологии, организационные формы и учитывающей средовые факторы – приоритеты регионального социального развития и технологии социального взаимодействия на местном уровне. Отмечаются преимущества практико-ориентированного подхода для результатов социального образования. Приводятся эмпирические данные, характеризующие ограничения существующей системы подготовки в достижении практической подготовленности будущих социальных работников. Формулируются предложения по совершенствованию системы практико-ориентированной подготовки, учитывающие ее организационно-управленческие, дидактические и психолого-педагогические аспекты. В частности, речь идет о создании в вузе профессионально-развивающей среды, направленности всех видов аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на выпуск конкретного социально значимого продукта, реализации полифонической дидактической системы на основе технологий контекстного, проектного, продукт-ориентированного обучения, коммуникативно-диалогических и игровых, включении в учебный план практико-ориентированных модулей и репрезентации содержания в виде компетентностных задач, обеспечении упреждающей профессиональной адаптации социальных работников и расширении функционального репертуара преподавателя. Изложенный материал вносит вклад в совершенствование теории и методики профессионального образования по социальной работе.
Ключевые слова: социальное образование, практико-ориентированная профессиональная подготовка, бакалавры, социальная сфера, вуз, работодатель, профессиональная компетентность, практическая подготовленность
Библиография:
1. Старшинова А. В. Тенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 3. С. 363–376.
2. Романина Л. А., Курилович Н. В., Курин А. Ю. Взаимодействие региональной системы социальной защиты населения и социального образования: основные идеи и закономерности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2016. № 2 (60) С. 139–146.
3. Авчинникова С. О. Подготовка специалистов социальной работы к обеспечению здорового стиля жизни клиентов. Смоленск, 2009. 270 с.
4. Львова Е. Н. Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом // Симбирский научный вестник. 2011. № 1 (3). С. 101–107.
5. Солодянкина О. В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «Социальная работа» // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 3-2. С. 112–118.
6. Морозов Е. А. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 151–155.
7. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43–46.
8. Авчинникова С. О. Проектирование учебной практики бакалавров социальной работы в контексте ФГОС ВПО // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 180–183.
9. Шмидт В. Р. Проблемы взаимодействия специалистов вузов и социальных учреждений при организации и проведении практики студентов // Практика – путь к профессионализму: Партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников. Екатеринбург, 2004. С. 36–56.
10. Клушина Н. П. Теоретико-методологические аспекты практико-ориентированной подготовки бакалавров социальной работы // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 4 (36). С. 107–114.
11. Дронова Е. Н., Калинина Ю. А., Сиротина Т. В., Чуканова Т. В. Ресурс добровольчества в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 148–152
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 135 — 139
Скачиваний: 999