ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-59-64
Рассматривается вопрос становления основ теории свободного воспитания, отдельные элементы которой не утратили популярности и в наши дни. Гуманизация современного общества, необходимость создания человека новой формации вызывают интерес к данной теме. Анализируется видоизменение идеологии свободного воспитания в условиях быстро меняющейся внешней, и в том числе образовательной среды. Отображена взаимосвязь отечественной философской мысли и зарубежных теорий. Теория свободного воспитания зародилась в «естественном воспитании» Ж.-Ж. Руссо, была подхвачена многими деятелями в Европе. Огромный вклад в ее развитие внес отечественный выдающийся ученый и педагог граф Л. Н. Толстой. Схожие, пропитанные гуманизмом идеи чуть позже высказывали Э. Кей и Дж. Дьюи, а также М. Монтессори. Важным пунктом в истории становления идей свободного воспитания стали работы нашего соотечественника К. Н. Вентцеля. Написанная им декларация прав ребенка опередила и, более того, стала основой для написания в дальнейшем Декларации ООН 1959 года, закреплявшей основные права детей. Рассмотрены основные спорные моменты теории. Показана критика отдельных авторов в отношении подходов к воспитанию.
Ключевые слова: теория свободного воспитания, гуманизм в образовании, педоцентризм
Библиография:
1. Толстой Л. Н. Дневники // Собрание сочинений в 22 т. Т. 22: Дневники. 1895–1910. М.: Худ. лит., 1985. С. 278–279.
2. Корнетов Г. Б., Богуславский М. В. Восхождение к Монтессори // Антология гуманной педагогики. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 23.
3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т 2. 196 с.
4. Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. Педагогика. М., 1970. 443 с.
5. Булгаков А. В. Психологические особенности и профессионально-личностное становление иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. М., 2009. 412 с.
6. Войтеховская М. П. Л. Н. Толстой и формирование философии российского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 1. С. 19–22.
7. Толстой Л. Н. Об истине, жизни и поведении. М.: Эксмо, 2002. 1040 с.
8. Историко-педагогический журнал. 2013 № 3. Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц.-пед. акад. 203 с.
9. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад // Антология гуманной педагогики. Вентцель. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 30–216.
10. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / пер. с итал. Гомель, 1993. 336 с.
11. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2007. 288 с.
12. Свободное воспитание / сост. Г. Б. Корнетов. М.: РОУ, 1995. 224 с.
13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1972. С. 105.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Страницы: 59 — 64
Скачиваний: 1053