ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-139-146
Уровень современных фундаментальных наук и основанных на них технологий требует, с одной стороны, повышения общего уровня естественно-научного образования, с другой – выявления и привлечения в эти сферы деятельности талантливой молодежи. Эти проблемы напрямую связаны с проблемами активизации познавательного интереса и познавательной активности в процессах обучения. В педагогике и психологии накоплен значительный научный и практический материал по изучению познавательного интереса и формированию познавательной активности у детей младшего и школьного возраста различными психолого-педагогическими средствами, в том числе средствами учебных предметов. Важную роль в решении этих задач играют внеклассные формы работы со школьниками. В 60-е гг. прошлого века была осознана необходимость привлечения научных работников к работе со школьниками и разработки соответствующих организационных форм. Так возникли физико-математические школы (ФМШ). Несмотря на более чем полувековую историю существования ФМШ, в контексте активизации познавательного интереса и познавательной активности она рассматривается впервые. На примере физико-математической школы при Томском государственном университете показаны структура, направления и методики, используемые в такой форме внеклассной работы. Рассмотрены такие формы, как заочная физико-математическая школа, вечерняя физико-математическая школа, летняя очная физико-математическая школа, сочетающая отдых и обучение школьников, а также зимняя физико-математическая школа. Приведены примеры учебных планов, описаны организационные формы работы для различных возрастных групп школьников. Показано, как ФМШ может быть полезной для широких масс школьников и в то же время выявлять одаренных учеников. При анализе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике отмечен тот факт, что ежегодно средний балл выпускников Томской области превышает средний балл по физике в России. На этом фоне учащиеся физико-математической школы Томского государственного университета, получающие дополнительное образование по физике и математике, имеют средний балл по ЕГЭ выше, чем в Томской области, более чем на 10 баллов. Таким образом, учитывая последние тенденции в совершенствовании ЕГЭ, в частности перенос центра тяжести на творческие задания, результаты томских физматшкольников должны быть еще выше, так как именно раскрытие творческого потенциала школьников на основе поднятия познавательного интереса является одной из главных задач физматшколы.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, физико-математическая школа, одаренные дети, единый государственный экзамен
Библиография:
1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
2. Долингер В. А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике // Вестн. Вятского гос. ун-та. 2011. Т. 3-1. С. 131–137.
3. Куликова В. А. Деятельностный подход к обучению как основа формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике // Вестн. Тюменского гос. ун-та. 2009. № 5. С. 68–76.
4. Семёнов Н. Н. Заглядывая в завтрашний день. Заметки по некоторым вопросам перестройки средней высшей школы // Кикоин. Колмогоров. ФМШ МГУ / сост. А. М. Абрамов. 2-е изд. М.: ФАЗИС, 2009. С. 103–109.
5. Зельдович Я. Б., Сахаров А. Д. Нужны естественно-математические школы // Кикоин. Колмогоров. ФМШ МГУ / сост. А. М. Абрамов. 2-е изд. М.: ФАЗИС, 2009. С. 111–113.
6. Колмогоров А. Н. Несколько мыслей о перестройке системы среднего и высшего образования // Кикоин. Колмогоров. ФМШ МГУ / сост. А. М. Абрамов. 2-е изд. М.: ФАЗИС, 2009. С. 119–125.
7. Лаврентев М. А. Нужны ли специальные школы для «особо одаренных»? // Кикоин. Колмогоров. ФМШ МГУ / сост. А. М. Абрамов. 2-е изд. М.: ФАЗИС, 2009. С. 115–117.
8. Постановление Совета министров СССР № 905.
9. Плетнёва Е. Н. Познавательный интерес как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 5. С. 91–92.
10. Латипов З. А. Организация работы с одаренными детьми в летней физико-математической школе // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 1. С. 31–38.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 139 — 146
Скачиваний: 832