ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-100-108
Исследования в области педагогики, психологии и методики обучения математике показывают, что успешность будущих учителей математики во многом зависит от того, насколько они обладают психолого-педагогическими знаниями о закономерностях психического (интеллектуального и личностного) развития учащихся и умеют эти знания применять на практике. В частности, знание основ интеллектуального воспитания учащихся может помочь в решении задач современного школьного математического образования. Такая постановка проблемы профессиональной подготовки будущих учителей математики предполагает организацию обучения, при которой интегрируются психологические, дидактические, методические и математические знания, т. е. осуществляется психодидактический подход к обучению. Кафедрой математики, теории и методики обучения математике Томского государственного педагогического университета разрабатывается один из вариантов реализации данного подхода. Он включает разработку и интеграцию таких дисциплин, как «Методика обучения математике», «Интеллектуальное воспитание», «Современные модели обучения математике», «Развивающие технологии в обучении математике» и др. Интеграция осуществляется за счет реализации следующих психолого-педагогических требований: знание концептуальных теорий обучения, в частности основ интеллектуального воспитания; формирование рефлексивного опыта; формирование текстовой компетентности; развитие открытой познавательной позиции. Основной образовательной стратегией является стратегия проектной деятельности через обучение с помощью кейсов, а также широкое использование контекстного обучения. Для осуществления этой стратегии используются различные типы учебных заданий, которые актуализируют психолого-педагогические и методические знания студентов – будущих учителей математики об определенных познавательных процессах, создают условия для того, чтобы студенты учились распознавать и сравнивать тексты с определенными психодидактическими функциями, создавать авторский текст в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к современному образованию.
Ключевые слова: психодидактика, интеллектуальное воспитание, рефлексивный опыт, текстовая компетентность, открытая познавательная позиция
Библиография:
1. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.
2. Груденов Я. И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. 158 с.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
4. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 11.08.2017).
5. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
6. Пенская Ю. К. Формирование текстовой компетентности будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2012. 177 с.
7. Цымбал С. Н. Формирование рефлексивного опыта будущего учителя математики как фактор профессиональной компетентности: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2007. 210 с.
8. Цымбал С. Н. О некоторых путях подготовки будущего учителя математики к работе в психологически ориентированных моделях обучения // Дидактика математики: сегодня и завтра: материалы школы-семинара «Мастерство учителя в психологически ориентированных моделях обучения». Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 42–47.
9. Кулюткин Ю. Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 51–61.
10. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: взгляд на проблемы профессионального и личностного роста. Ульяновск: ИПКПРО, 2001. 72 с.
11. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 272 с.
12. Липатникова И. Г. Деятельностное модульное обучение студентов педагогических вузов в условиях рефлексивной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 65–69.
13. Гнеденко Б. В. О математике. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 208 с.
14. Цымбал С. Н. Развитие открытой познавательной позиции учителя математики – важнейшее условие формирования его профессиональной компетентности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 74–79.
15. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: метод. пособие. Томск: UFO-Pres, 2002. 64 с.
16. Прищепа Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2010. 210 с.
17. Психолого-педагогические условия развития понятийного мышления / сост. Э. Г. Гельфман, С. Н. Цымбал. Томск: Изд-во ТГПУ; Изд-во Том. ун-та, 2003. 240 с.
18. Гельфман Э. Г., Пенская Ю. К., Подстригич А. Г., Цымбал С. Н. Теория и методика обучения математике: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 86 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
Страницы: 100 — 108
Скачиваний: 808