ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-51-58
Рассматривается построение концепции подготовки будущих педагогов, исходя из актуальных ценностно-целевых ориентиров развития непрерывного педагогического образования. Раскрываются ценностно-установочные и теоретико-содержательные элементы концепции. Практико-содержательная часть концепции представлена описанием процессов педагогического сопровождения деятельности студентов в интегрированном образовательном пространстве систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования. За основу осуществляемых в рамках педагогической концепции образовательных процессов взяты теория и практика ситуационно-контекстного обучения и субъект-субъектного подхода, обеспечивающие активное включение будущих педагогов в деятельность и решение профессиональных и квазипрофессиональных задач. Дальнейшие перспективы исследования связаны с построением практико-содержательной компоненты образовательной концепции и ее верификацией, что даст обоснованное представление о процессе и результатах педагогического сопровождения подготовки студентов педагогического вуза в условиях интеграции высшего, общего и дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогическая концепция, непрерывное педагогическое образование, профессиональные стандарты педагогической деятельности, практико-ориентированный подход, педагогическое сопровождение, подготовка будущих педагогов
Библиография:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Мин-во образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/4717 (дата обращения: 20.05.2016).
2. Концепция развития дополнительного образования детей // Мин-во образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/404/файл/3414/концепция%20развития%20дополнительного%20образования%20детей.pdf (дата обращения: 29.02.2016).
3. Зеличенко В. М., Поздеева С. И., Войтеховская М. П. Системный подход в образовании // Известия высших учебных заведений. Физика. 2015. Т. 58, № 9. С. 147–150. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.
4. Banks T., Jackson D., Harper B. Responding to the Call to Prepare Highly Effective Teacher Candidates in the United States: The Curriculum Redesign Effort in Advancing Teacher Education // Higher Education Studies. 2014. Vol. 4, № 2. Р. 9–18.
5. Сидоркин А. М. Общественно-педагогическая практика в подготовке учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. C. 74–77.
6. Сидоркин А. М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136–157.
7. Каспржак А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261–282.
8. Блохина С. Е., Званцова М. Е. Сравнительный анализ подхода к решению проблемы непрерывного образования педагогов в России и Китае // Фундаментальные исследования. 2009. № 5 (приложение) С. 79–81.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Информационная система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4Rwu2EqEQ (дата обращения: 20.05.2016).
10. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 358. С. 182–187.
11. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). C. 88–90.
12. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. 288 с.
13. Забродин Ю. М. Учитель для новой школы – психолого-педагогическая подготовка // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. № 2 (121). С. 14–18.
14. Плеханова Е. М., Гордиенко Е. В., Колокольникова З. У. и др. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журн. 2014. № 5. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=15058 (дата обращения: 21.05.2016).
15. Иманова О. А., Рипинская И. К., Смолянинова О. Г. Учебная практика при реализации образовательных программ прикладного бакалавриата // Педагогика. 2015. № 9. С. 80–88.
16. Газизова Т. В., Митросенко С. В., Колокольникова З. У. и др. Роль учебной практики в подготовке будущего учителя (на примере прикладного бакалавриата) // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журн. 2015. № 3. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20028 (дата обращения: 21.05.2016).
17. Минюрова С. А., Леоненко Н. О. Педагогическая интернатура как инновационный проект вуза // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 37–47.
18. Соловьева Н. М., Макаренко Т. А. Применение ИКТ в организации педагогической практики студентов // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2008. № 1. C. 117–121.
Выпуск: 8, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 51 — 58
Скачиваний: 972