МЕТАФОРЫ СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПЕКТР
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-6-32-38
Воздействующая функция массмедиа обусловливает использование экспрессивных средств языка, основным из которых является метафора. При этом воздействие метафоры представляется довольно сложным явлением, поэтому изучение ее функций не перестает быть актуальным. Широкий спектр функций метафоры и их иерархия рассматриваются в контексте газетного спортивного дискурса на примере жанра спортивного репортажа. Анализ, сопровождающийся примерами из российской и немецкой прессы, показывает, что рассматриваемая фигура речи служит важнейшим средством прагматического воздействия в спортивном дискурсе и, в частности, письменном спортивном репортаже. Установлено, что прагматика обладает целевым статусом в иерархии функций. В качестве важнейших функций выделены экспрессивность и оценочность. Кроме того, метафоры выполняют декоративную, аттрактивную, игровую, гиперболизирующую, компрессионную, конспирирующую, кодирующую, мнемоническую функции, которые редко прослеживаются в тексте самостоятельно и, скорее, обеспечивают комплексное воздействие на читателя.
Ключевые слова: метафора, функции метафор, экспрессивность, оценочность, спортивный дискурс, жанр «спортивный репортаж»
Библиография:
1. Шарапа А. А. Терминообразование: изучение, обучение и коммуникация // Медицинский журнал БГМУ, 2007. № 2 (20). С. 121–124.
2. Писарев Д. С. Функционирование восклицательных предложений в современном французском языке и их прагматический аспект // Прагматические аспекты функционирования языка. Барнаул: Изд-во АГУ, 1983. С. 114–125.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005. 576 с.
4. Маслова В. А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста: учеб. пособие. Минск: Высшая школа, 1997. 156 с.
5. Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс,2006. 630 с.
6. Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной; члены редкол.: Е. А. Баженова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 139–146.
7. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Оценочность // Речевое общение: специализированный вестник / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Красноярский гос. ун-т. 2006. Вып. 8–9. С. 174–180.
8. Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ // Публицистика и информация в современном обществе: сб. ст. под ред. проф. Г. Я. Солганика. М., 2000. С. 94–106.
9. Чурюканова Е. О. Открытая оценочность речи как одно из проявлений воздействующей функции газеты (на примере использования американизмов) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 6 (171). С. 35–38.
10. Харченко В. К. Функции метафоры: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 96 с.
11. Пром Н. А. Современный газетный спортивный репортаж: жанрово-стилистический аспект: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2011. 240 с.
12. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 267 с.
13. Виноградов С. Н. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. С. 281–317.
14. Покровская Е. В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. 2006. № 3. С. 81–87.
15. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 496 с.
Выпуск: 6, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИ
Страницы: 32 — 38
Скачиваний: 1001