ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-46-58
Исследованы современные педагогические технологии, применяемые в практике языковой подготовки с целью повышения эффективности формирования и совершенствования языковой компетенции как русскоговорящих, так и носителей-инофонов. Представлена систематизация и обобщение опыта профессиональной деятельности специалистов – учителей-методистов и педагогов общеобразовательной и высшей школы, осуществляющих преподавание русского языка как родного, неродного и иностранного, а также иностранных языков в региональных образовательных учреждениях. Материалом для анализа преимущественно послужили статьи указанного круга лиц, опубликованные в журнале «Научно-педагогическое обозрение» в 2013–2016 гг.
Ключевые слова: языковая подготовка, языковая компетенция, педагогическая технология, технологический аспект методики обучения, методика обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному, методика обучения иностранному языку
Библиография:
1. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 24–39.
2. Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 432 с.
3. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee (дата обращения: 29.10.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 29.10.2016).
6. Курьянович А. В. Современные технологии в обучении русскому языку как родному, неродному и иностранному: из опыта педагогической практики // Проблемы современного педагогического образования: сб. ст. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 52. Ч. 3. С. 122–134.
7. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Просвещение, 1983. С. 160–170.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
9. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: в 2 кн. Кн. 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. 411 с.
10. Чигинцева В. В. Реализация интерактивных форм обучения в практике школьного преподавания русского языка // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 69–77.
11. Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 45–48.
12. Стародубцева О. Г. Комплекс упражнений как основа тренинга для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 7–12.
13. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 53–59.
14. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
15. Курышева М. В. Формирование основ синтаксического анализа и пунктуационных навыков в 1–2-м классах начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 75–78.
16. Гузеев В. В. Интерактивные технологии в образовательном процессе. URL: http://moi-amour.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija_vzroslykh/aktivnye_metody_obuchenija_v_obrazovanii_vzroslykh/interaktivnye_tekhnologii_v_obrazovatelnom_processe/152-1-0-245 (дата обращения: 08.11.2016).
17. Липовка В. О. Анализ писем учащихся как способ выявления ценностных ориентаций подростков (на примере писем Деду Морозу) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 70–75.
18. Курьянович А. В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 58–63.
19. Ковалевская Е. Н., Гайворонская А. В. Педагогические возможности образовательного метапространства для развития текстовой деятельности обучаемых // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 40–47.
20. Анастасова Е. В., Лукина А. К. Проектная деятельность студентов во время педагогической практики: трудности и особенности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 63–67.
21. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 63–69.
22. Семёнова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 70–74.
23. Румбешта Е. А. Подготовка учащихся и учителя к организации совместной деятельности по решению учебных и образовательных проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 23–30.
24. Поздеева С. И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 36–41.
25. Прозументова Г. Н., Сорокова Л. А. Анализ и оценка студентами классического университета результатов преподавания курса «Педагогика» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 30–39.
26. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 7–14.
27. Макавчик В. О., Максимов В. В. Языковая подготовка: коммуникативный подход // Сибирь. Философия. Образование: науч.-публ. альманах. 2002. Вып. 6. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2003. С. 47–59.
28. Малиновская С. М., Люрья Н. А. Методологические основания и организационно-педагогические условия успешного образования детей мигрантов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 103–111.
29. Сухушина Е. И. К проблеме обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 92–100.
30. Ван Синхуа. Интегрированное развитие основных видов речевой деятельности как основа обучения иностранцев русскому языку // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 47–53.
31. Сяося Л. О. Методика обучения русскому языку в Китае (история и перспективы) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 18–23.
32. Сяося Л. О. История опыта становления межкультурной коммуникации как основа преподавания русского языка как иностранного в Китае // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 98–102.
33. Плотникова Н. Н. Отношение младших школьников к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 80–84.
34. Плотникова Н. Н. Метод проектов в обучении английскому языку в начальной школе: деятельностный аспект // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 7–12.
35. Петроченко Л. А. О формировании словарного запаса учащихся (на материале английского языка) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 70–75.
36. Ямских Т. Н. Использование анекдотов в качестве учебных текстов при обучении иностранным языкам // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 55–59.
37. Емельянова Я. Б. Роль и место пословиц в иноязычной подготовке переводчиков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 80–86.
38. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Взаимосвязь психических процессов как основа для построения мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 108–117.
39. Собинова Л. А., Поздеева С. И. Комплекс упражнений по организации обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза с использованием электронного учебного пособия // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 86–91.
40. Дакукина Т. А. Семантизация лексических единиц при обучении чтению оригинальных иноязычных текстов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 59–64.
41. Первушина Н. А. Успешность визуализации информации в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 30–35.
42. Макарова Ю. А. Визуальные материалы как средство повышения мотивации к креативному письму на иностранном языке // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 87–96.
43. Горбунов А. Г. Формирование дискурсивной иноязычной компетенции как инновационный компонент иноязычного образования в высшей школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 46–50.
44. Бочарова Т. И. Особенности естественной речи и ме тодическая модель обучения непринужденному общению студентов вузов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 60–66.
45. Кобелева Е. П. К вопросу о повышении эффективности контекстной иноязычной подготовки экономистов в системе отраслевого профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 19–24.
46. Шпет Е. Н. Содержание и особенности организации учебной миграции студентов Томского государственного педагогического университета (на примере академического обмена в государственный университет им. Шакарима, г. Семипалатинск) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 34–37.
47. Шпет Е. Н. Учебная миграция как инструмент для подготовки студентов вузов с использованием практик зарубежной образовательной системы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 30–37.
48. Стародубцева О. Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 38–42.
49. Стародубцева О. Г. Предпосылки использования междисциплинарных связей при обучении иностранному языку студентов младших курсов медицинского вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 13–17.
50. Никитина Л. А. Инновационное развитие образования как условие изменения задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 14–19.
51. Поздеева С. И., Обсков А. В. Обоснование комплекса педагогических условий интерактивного обучения иностранному языку в техническом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 92–97.
52. Минеева О. А., Даричева М. В. Организация тестирования в системе moodle при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 81–86.
53. Пьяных Е. Г. Использование технологий дистанционного обучения при работе с магистрантами // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 38–42.
54. Артеменко Н. А., Белогуров С. В. Об особенностях организации процесса формирования информационной компетентности будущего специалиста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 13–18.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 46 — 58
Скачиваний: 893